Учебник Литературы 5 Класс Коровина 1 Часть Скачать

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101   УТВЕРЖДЕНО   решением педагогического совета от 30 августа 2013 года протокол № 1 Председатель _______ Н Драйвер Wifi Для Windows 8.1. М. Полякова                                 подпись руководителя ОУ                    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА     По    литературе (указать учебный предмет, курс)   Уровень образования (класс) основное общее образование (5-9 классы) (начальное общее,    основное общее образование    с указанием классов)   Количество часов   442   Учитель    Аникеева Елена Викторовна   Программа разработана на основе Рабочей  программы по литературе для учащихся 5-9 классов  среднего общего образования учителя русского языка и литературы Кутушевой  Евгений Владимировны. – Краснодар, 2013 (указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)                                     СОГЛАСОВАНО   Заместитель директора по УВР _______________     ______            подпись                               Ф Скачать Достать Коротышку Торрент. И. О. 28 августа  2013  года               МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД КРАСНОДАР СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 101     КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ   по  ЛИТЕРАТУРЕ (указать учебный предмет, курс) Класс    5 «Б», «В», «Е»   Учитель  Аникеева Елена Викторовна   Количество часов: всего 102  часа;  в неделю 3  часа;   Планирование составлено на основе рабочей программы по литературе учителя русского языка и литературы Кутушевой Евгении Владимировны, утвержденной на заседании педагогического совета, протокол № 1  от  « 30 »  августа 2013 года  (указать ФИО учителя, реквизиты утверждения рабочей программы с датой)                                       ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   Аннотация: суть программы, на кого рассчитана Assassins Creed 1 Скачать Торрент. Рабочая программа по литературе создана на основе Федерального государственного стандарта общего образования (утверждёнПриказом МО РФ от 05. 03. 2004 года, No1089), Примерной  программы по учебным предметам: литература (Стандарты второго поколения) и «ФГОС Литература Торент Скачати Безплатно Програму. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я Коровиной . 5-9 классы». Москва. «Просвещение» 2011 год . В основу программы  положен принцип вовлечения учащихся в литературно-творческую и читательскую деятельность с использованием системы методов и приемов работы с ресурсами Интернета. Настоящая программа по литературе  адресована краснодарской  средней общеобразовательной школе № 101, 5-ым  классам обучающихся. Согласно требованиям к метапредметным результатам в программе последовательно выдерживается направленность на обучение поиску и селективной обработке учебной информации;  на формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетентности)  Обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования предусматривает в 5 классе ресурс учебного времени в объеме 102  часов (в неделю – 3 часа), из них на развитие речи – 20 часов, уроки внеклассного чтения - 11 часов . Особенность по отношению к ФГОС  ООО. Рабочая программа по литературе для 5-х классов создана на основе Фундаментального ядра содержания общего образования  и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте. В ней также учтены основные положения Программы развития универсальных учебных действий для общего образования Кроме того, настоящая программа в определенной степени ориентируется на развитие идей «Примерной программы для начальной школы»(М . : Просвещение,2009,2010) и учитывает содержание «Примерных программ основного общего образования. Литература» (М. : Просвещение,2010,2011)         Концепция (основная идея  программы) Концепция программы – это образование личностно развивающее, граждански и    глобально  ориентированное, экоадекватное, духовно-нравственное . Литература как искусство словесного образа — особый способ познания жизни, художественная модель мира, обладающая такими важными отличиями от собственно научной картины бытия, как высокая степень эмоционального воздействия, метафоричность, многозначность, ассоциативность, незавершенность, предполагающие активное сотворчество воспринимающего.  Литература как один из ведущих гуманитарных учебных предметов в российской школе содействует формированию разносторонне развитой, гармоничной личности, воспитанию гражданина, патриота. Приобщение к гуманистическим ценностям культуры и развитие творческих способностей — необходимое условие становления человека, эмоционально богатого и интеллектуально развитого, способного конструктивно и вместе с тем критически относиться к себе и к окружающему миру  Общение школьника с произведениями искусства слова на уроках литературы необходимо не просто как факт знакомства с подлинными художественными ценностями, но и как необходимый опыт коммуникации, диалог с писателями (русскими и зарубежными, нашими современниками, представителями совсем другой эпохи) . Это приобщение к общечеловеческим ценностям бытия, а также к духовному опыту русского народа, нашедшему отражение в фольклоре и русской классической литературе как художественном явлении, вписанном в историю мировой культуры и обладающем несомненной национальной самобытностью. Знакомство с произведениями словесного искусства народа нашей страны расширяет представления учащихся о богатстве и многообразии художественной культуры, духовного и нравственного потенциала многонациональной России. Художественная картина жизни, нарисованная в литературном произведении при помощи  слов, языковых знаков, осваивается нами не только в чувственном восприятии (эмоционально), но и в интеллектуальном понимании (рационально) Литературу неслучайно сопоставляют с философией, историей, психологией, называют «художественным исследованием», «человековедением», «учебником жизни» . Главной идеей предлагаемой программы является изучение литературы от фольклора к древнерусской литературе, от нее к русской литературе XVIII,  XIX  и  XX  веков. Программа включает в себя художественные произведения русской  литературы, поднимающие вечные проблемы (добро и зло, жестокость и сострадание, великодушие, прекрасное в природе и человеческой жизни, роль и значение книги в жизни писателя и читателя пр. ) Важно предусмотреть весь процесс чтения учащихся (восприятие, понимание, осмысление, анализ, оценка прочитанного) . Только в этом случае школьники «приходят» к самостоятельному чтению грамотными читателями, могут свободно и с интересом обсудить, высказать своё суждение о прочитанном произведении. При чтении и разборе литературных произведений внимание учащихся должно быть обращено на неисчерпаемое богатство, гибкость, красоту и силу русского языка.     Уроки внеклассного чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков   Обоснованность (актуальность, новизна, значимость) . В «Пояснительной записке» раскрываются особенности каждого раздела программы, преемственность ее содержания с важнейшими нормативными документами и содержанием программы для начального образования; дается общая характеристика курса литературы, его места в базисном учебном плане. Особое внимание уделяется целям изучения курса литературы, его вкладу в решение основных педагогических задач в системе основного общего образования, а также раскрытию результатов освоения обучаемыми программы по литературе на ступени основного общего образования.   В какую образовательную область входит данный учебный предмет Предмет «Литература» в соответствии с ФГОС входит в предметную область «Филология» .   Главные  цели   учебного предмет «Литература»  для ступени обучения:  • формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;  • постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;  • поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;  • овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;  • овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др. );  • использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.   Сроки реализации программы  Программа реализуется в течение одного года .   Основные принципы отбора   материала и краткое пояснение логики структуры программы. Курс литературы в 5-х классах строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно-тематического принципов. В связи сэтим в программе выделяются следующие разделы:   Содержание Введение Литература и ее роль в духовной жизни человека . Из древнерусской литературы. Из литературы XVIIIвека. Из литературы XIXвека Из литературы XXвека . Из зарубежной литературы.   Предполагаемые результаты. В результате изучения литературы ученик должен знать/понимать: ·  образную природу словесного искусства; ·  общую характеристику развития русской литературы (этапы развития, основные литературные направления); ·  авторов и содержание изученных произведений; ·  основные  теоретико-литературные понятия: литература как искусство слова, слово как жанр древнерусской литературы, ода как жанр лирической поэзии, жанр путешествия, сентиментализм (начальное представление), романтизм (развитие понятия), баллада развитие представления), роман в стихах (начальное представление), понятие о герое и антигерое, реализм (развитие понятия), Реализм в художественной литературе, реалистическая типизация (развитие понятия), трагедия как жанр драмы (развитие понятия), психологизм художественной литературы (начальное представление), понятие о литературном типе, понятие о комическом и его видах: сатире, иронии, юморе, сарказме; комедия как жанр драматургии: (развитие представлений), повесть (развитие понятии), развитие представлений о жанровых особенностях рассказа, художественная условность, фантастика (развитие понятий), притча (углубление понятия), системы стихосложений, виды рифм, способы рифмовки (углубление представлений), философско-драматическая поэма уметь: ·  прослеживать темы русской литературы в их историческом изменении; ·  определять индивидуальное и общее в эстетических принципах и стилях поэтов и писателей разных эпох; ·  определять идейную и эстетическую позицию писателя; ·  анализировать произведение литературы с учетом художественных особенностей и жанровой специфики; ·  оценивать проблематику современной литературы; ·  анализировать произведения современной литературы с учетом преемственности литературных жанров и стилей; ·  различать героя, повествователя и автора в художественном произведении; ·  осознавать своеобразие эмоционально-образного мира автора и откликаться на него; ·  сопоставлять и критически оценивать идейные искания поэтов и писателей, сравнивая проблемы произведений, пути и способы их разрешения, общее и различное в них; ·  находить информацию в словарях, справочниках, периодике, сети Интернет; ·  выявлять авторскую позицию, отражать свое отношение к прочитанному; ·  строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением .   Система оценивания конечных результатов обучения(кратко): Критерии оценивания устных ответов по литературе.   Школьная отметка Критерии оценивания «5» Ученик понимает суть проблематики вопроса и показывает глубокое понимание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, оперирует понятиями, соблюдает необходимые речевые нормы высказывания и не допускает фактических ошибок «4» Ученик понимает суть проблематики вопроса и в целом показывает знание учебного материала, даёт аргументированный ответ с опорой на текст произведения, но допускает отдельные смысловые и речевые ошибки «3» Ученик поверхностно понимает суть проблематики вопроса, показывает частичное знание учебного материала, в ответе не привлекает текст художественного произведения, допускает фактические и речевые ошибки. «2» Ученик не понимает сути проблематики вопроса и не обнаруживает знание учебного материала и текста художественного произведения   Основной инструментарий для оценивания  результатов (заданий, практических работ, характерных при обучении по данной программе на протяжении всей ступени обучения) . Итоги проверочных заданий по литературе: 1. Чтение статьи учебника и её пересказ. 2 Чтение изучаемых произведений . 3. Комментированное чтение. 4 Беседа по прочитанному материалу . 5. Пересказ отрывка. 6 Анализ эпизода . 7. Самостоятельное чтение произведений, рекомендуемых программой и интересующих ученика. 8 Презентация самостоятельно прочитанного произведения, отзыв . 10. Словарная работа. 11 Выразительное чтение . 12. Чтение наизусть. 13 Анализ стихотворения . 14. Сопоставительный анализ стихотворения. 15 Устное сочинение-рассуждение . 16. Сопоставление героев древности и героя современной литературы, кинофильма, мультипликации. 17 Подготовка сообщений, докладов, творческих проектов . 18. Сочинение-миниатюра.   Общая характеристика учебного предмета Рабочая программа по литературе   для учащихся  5-х классов  среднего общего образования    (базовый уровень) разработана  на основе программы «ФГОС . Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В Я . Коровиной. 5-9 классы». Москва «Просвещение» . 2011 год. Как часть образовательной области «Филология» учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью .   Общие цели и задачи основного общего образования с учетом специфики учебного предмета. Цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях — личностном, метапредметном и предметном. В свою очередь, предметные результаты обозначены в соответствии с основными сферами человеческой деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, трудовой, физической, эстетической Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы . Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений. Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня понимания и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развить эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребности в чтении, в книге Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика .     Задачи: ·  воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры; ·  развитиеэмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся; ·  освоение текстовхудожественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.   Общая характеристика учебного процесса: основные технологии, методы, формы обучения и режим занятий.   Технологии,используемые в учебном процессе: 1 Здоровьесберегающие технологии . 2. Компьютерные технологии. 3 Метод проектов . 4. Модульные технологии. 5 Игровые технологии .   Средства обучения: -тестовые задания; -раздаточный материал; - ИКТ; - интерактивная доска.   Методы и приёмы  обучения: -объяснительно-иллюстративный; -проблемное изложение; -частично-поисковый; -исследовательский.   Виды контроля: ·  текущий; ·  промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный), выразительное чтение (в том числе наизусть), развернутый ответ на вопрос, анализ эпизода, анализ стихотворения,  комментирование художественного текста, характеристика литературного героя, конспектирование (фрагментов критической статьи, лекции учителя, статьи учебника), сочинение на литературную тему, сообщение на литературную и историко-культурную темы, презентация проектов; ·  итоговый: анализ стихотворения, письменный развернутый ответ на проблемный вопрос, презентация проектов     Методы контроля: ·        устные(опрос, взаимоопрос); ·        письменные (письменный опрос, тесты),       ·        программированные (медиапрезентации, проекты), ·        комбинированные (самоконтроль, рефлексия, смотр знаний, олимпиады, представление читательских интересов) .   Формы организации образовательного процесса: поурочная система обучения с использованием объяснительно- иллюстративного, репродуктивного, частично-поискового методов обучения. А также такие формы обучения: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок,  урок - лекция, урок - игра, урок- исследование,  урок-практикум, урок развития речи.    Результаты освоения  учебного предмета   Личностные: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к  Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; 2) осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; 3) усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; 4) воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 5) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории  образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе  формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в  социально значимом труде;  6) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и  общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовно  многообразие современного мира; 7) формирование  осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к  истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и  народов мира; 8) готовности и способности вести диалог с другими людьми и  достигать в нём взаимопонимания; 9) освоение   социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и  сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и  общественной жизни в пределах возрастных компетенций с  учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 10) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе  личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 11) формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со  сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и  других видов деятельности; 12) формирование  ценности  здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 13) формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитиеопыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической  деятельности в жизненных ситуациях; 14) осознание  значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 15) развитие  эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и  мира,  творческой деятельности эстетического характера .  Метапредметные: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение  самостоятельно планировать пути  достижения целей,  в том числе альтернативные,  осознанно выбирать  наиболее эффективные способы  решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы  действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать своидействия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного  выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;  7)умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы  для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое  чтение; 9) умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 10) работатьиндивидуально и в группе: находить  общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; 11) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 12) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации  для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;  владение устной и письменной речью, монологической  контекстной речью; 13) формирование и развитие компетентности в области использования  информационно-коммуникационных технологий. Предметные: 1) в познавательной сфере:  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в. , русских писателей XIX—XX вв , литературы народов России и зарубежной литературы;  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;  2) в ценностно-ориентационной сфере:  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;  3) в коммуникативной сфере:  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;  4) в эстетической сфере:  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений .   Содержательные линии предмета: Основу литературного образования в 5-ом  классе составляет чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений. Модель структурыкурса в 5-ом  классе – литературный процесс в его последовательности от древности до наших дней.  Идея программы – изучение литературы от фольклора до древнерусской литературы, от нее к русской литературе ХVIII, ХIХ и ХХ  веков Одна из ведущих проблем, которая затрагивается в курсе с 5 по 9 классы – литература  духовной жизни человека, знакомство с шедеврами родной литературы . Программа является модифицированной. Последовательность изучения тем не изменена. Чтобы создать целостность образовательной системы, устанавливаются проблемно-тематические и временные связи через сопоставительный и контекстовый путь обучения, поэтому изучение региональной литературы в 9 классе строится на параллельно-сопоставительном принципе, проблема для обсуждения – исторический факт и его художественная интерпретация Программа 5-х классов по литературе формирует у учащихся умение интерпретировать произведения и высказать свои суждения в процессе анализа . Раздел «Основное содержание» включает перечень изучаемого содержания, объединенного в содержательные блоки, список образовательных экскурсий. В разделе «Примерное тематическое планирование» представлены примерный перечень тем курса и число учебных часов, отводимых на изучение каждой темы, характеристика основного содержания тем и основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий). Примерная программа также включает раздел  «Учебно-методический комплект»   СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО  ЛИТЕРАТУРЕ . 5 класс (102 часа) ВВЕДЕНИЕ. Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик) . Учебник литературы и работа с ним. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. Фольклор – коллективное устное народное творчество Преображение действительности в духе народных идеалов . Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре Малые жанры фольклора . Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки) Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений) РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ . Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок «Царевна-лягушка» .  Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного . Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» . Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки Нравственное превосходство главного героя . Герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра. «Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках Теория литературы . Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты Гипербола (начальное представление) . Сказочные формулы. Вариативность народных сказок  (начальное представление). Сравнение ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ . Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси «Повесть временных лет» как литературный памятник . «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича».  Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле Теория литературы . Летопись (начальное представление).   ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII ВЕКА. Михаил Васильевич Ломоносов  Краткий рассказ о жизни писателя . Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин. «Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения Теория литературы . Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление). ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА Русские басни . Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века). Иван Андреевич Крылов  Краткий рассказ о баснописце . «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом».  Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора Рассказ и мораль в басне . Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование). Теория литературы Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке . Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте. «Спящая царевна»  Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки . Герои литературной сказки, особенности сюжета. «Кубок».  Благородство и жестокость Герои баллады . Теория литературы. Баллада (начальное представление). Александр Сергеевич Пушкин  Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения) . Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями. «У лукоморья дуб зеленый…».  Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты») . Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны Елисей и богатыри . Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки . Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления) РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХIХ ВЕКА . Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения . Петр Павлович Ершов. «Конек-Горбунок». (Для внеклассного чтения) Соединение сказочно-фантастических ситуаций, художественного вымысла с реалистической правдивостью, с верным изображением картин народного быта, народный юмор, красочность и яркость языка . Всеволод Михайлович Гаршин. «AttaleaPrinceps». Героическое и обыденное в сказке Трагический финал и жизнеутверждающий пафос произведения . Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь Ритм, рифма, способы рифмовки . «Бродячие сюжеты» сказок разных народов. Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте «Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837) . Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения . Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление). Николай Васильевич Гоголь  Краткий рассказ о писателе . «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического. «Ночь перед Рождеством» (Для внеклассного чтения) . Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев Изображение конфликта темных и светлых сил . Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений) Николай Алексеевич Некрасов .  Краткий рассказ о поэте. «На Волге». Картины природы Раздумья поэта о судьбе народа . Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения). «Есть женщины в русских селеньях…»  Поэтический образ русской женщины . Стихотворение «Крестьянские дети».  Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина Речевая характеристика персонажей . Теория литературы. Эпитет (развитие представлений). Иван Сергеевич Тургенев  Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности) . «Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных Теория литературы . Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление). Афанасий Афанасьевич Фет Краткий рассказ о поэте . Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни. Лев Николаевич Толстой  Краткий рассказ о писателе . «Кавказский пленник».  Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы Жилин и Дина . Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов. Теория литературы Сравнение (развитие представлений) . Сюжет (начальное представление). Антон Павлович Чехов.  Краткий рассказ о писателе «Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа . Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики. Теория литературы Юмор (развитие представлений) . речевая характеристика персонажей (начальные представления) . речь героев как средство создания комической ситуации. ПОЭТЫ XIX ВЕКА О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ Ф . И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А. Н Плещеев «Весна», И . С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А. Н Майков «Ласточки»; И . З. Суриков«Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся) Теория литературы . Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения. ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА. Иван Алексеевич Бунин Краткий рассказ о писателе . «Косцы».  Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок . Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения ) Тема исторического прошлого России . Праздники и будни в жизни главного героя. Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе «В дурном обществе» .  Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести Образ серого сонного города . Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын Размышления героев . Взаимопонимание – основа отношений в семье. Теория литературы. Портрет (развитие представлений) Композиция литературного произведения (начальное представление) .   Сергей Александрович Есенин.  Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России . Своеобразие языка есенинской лирики. РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРНАЯ СКАЗКА ХХ ВЕКА (обзор). Павел Петрович Бажов  Краткий рассказ о писателе . «Медной горы Хозяйка».  Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя Стремление к совершенному мастерству . Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа. Теория литературы Сказ как жанр литературы (начальное представление) .   Сказ и сказка (общее и различное). Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе «Теплый хлеб», «Заячьи лапы» .  Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского. Самуил Яковлевич Маршак.  Краткий рассказ о писателе «Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка . Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки Теория литературы . Драма как род литературы (начальное представление).   Пьеса-сказка. Андрей Платонович Платонов Краткий рассказ о писателе . «Никита».  Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья Оптимистическое восприятие окружающего мира . Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений). Виктор Петрович Астафьев  Краткий рассказ о писателе . «Васюткино озеро».  Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу Основные черты характера героя . «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций. Теория литературы Автобиографичность литературного произведения (начальное представление) .   «Ради жизни на Земле…» Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К М . Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста» Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне .   ПРОИЗВЕДЕНИЯ О РОДИНЕ И РОДНОЙ ПРИРОДЕ. И. Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А Прокофьев «Аленушка»; Д . Кедрин «Аленушка»; Н. Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях . ПИСАТЕЛИ УЛЫБАЮТСЯ. Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон»  Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей . Теория литературы. Юмор (развитие понятия). ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Роберт Льюис Стивенсон . Краткий рассказ о писателе. «Вересковый мед».  Подвиг героя во имя сохранения традиций предков Теория литературы . Баллада (развитие представлений). Даниэль Дефо.  Краткий рассказ о писателе «Робинзон Крузо» .  Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека. ХансКристиан Андерсен  Краткий рассказ о писателе . «Снежная королева».  Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда Мужественное сердце Герды . Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др. ) снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней . Победа добра, любви и дружбы. Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления) Жорж Санд «О чем говорят цветы» .  Спор героев о прекрасном. Речевая характеристика персонажей. Теория литературы Аллегория (иносказание) в повествовательной литературе . Марк Твен.  Краткий рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера»  Том и Гек . Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями Том и Беки, их дружба . Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным . Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе. «Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших Уважение взрослых . Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.     ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 класса: В результате изучения литературы с использованием данного УМК ученики 5 класса должныуметь устно: ·        правильно, бегло и выразительно читать вслух художественные и учебные тексты, в том числе и наизусть; ·     осуществлять устный пересказ — подробный, выборочный, сжатый (или краткий) от другого лица, художественный (с максимальным  использованием художественных особенностей текста) — небольшого отрывка, главы повести, рассказа, сказки; ·     давать развернутый ответ на вопрос, составлять рассказ о литературном ·       герое, характеристику героя или героев (в том числе групповую, сравнительную; ·        составлять отзыв на самостоятельно прочитанное произведение,  звукозапись, актерское чтение, просмотренный фильм, телепередачу, спектакль, иллюстрацию; ·       подготовить сообщение, доклад, эссе, интервью на литературную тему, диалог литературных героев (воображаемых, на основа прочитанного); ·       свободно владеть монологической и диалогическом речью в объеме изучаемых в этих классах произведений (в процессе беседы, интервью, сообщения, доклада и пр ); ·       использовать словари (терминологические, энциклопедические, мифологические, словари имен и т . д. ), каталоги; ·       письменнодавать развернутый ответ на вопрос в связи с изучаемым художественным произведением; ·       писать сочинение - миниатюру, сочинение на литературную и свободную тему небольшого объема в соответствии с чтением и изучением литературы в 5—9 классах; ·       создавать рассказ-характеристику одного из героев или группы героев (групповая характеристика), двух героев (сравнительная характеристика); ·       создавать небольшой отзыв на самостоятельно прочитанную книгу, картину, художественное чтение, фильм спектакль; ·       создавать план будущего сочинения, доклада (простой и сложный); ·       создавать оригинальное произведение (поучение, наставление, сказку, былину, частушку, рассказ, стихотворение); ·        свободно владеть письменной речью в объеме курса литературы, изучаемого школьниками в 5-ом  классе; ·        вести читательский дневник.                                                                                   СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Для учителя: 1 Литература . 5 кл. учеб. Для общеобразоват Учреждений . В 2 ч. / авт. -сост В . Я. Коровина [и др. ] – М . : Просвещение, 2009 2. Журавлёв В. П , Коровин В . И. , Коровина В. Я Читаем, думаем, спорим . . . : Дидактические материалы 5 кл – М . : Просвещение, 2009 3. Литература. 5-11 классы: тесты для текущего и обобщающего контроля / авт -сост . Н. Ф. Ромашина – Волгоград: Учитель, 2008 4 Турьянская Б . И. , Комиссарова Е. В Литература в 5 классе . Книга для учителя. – М. : ООО «Торгово-издательский дом «Русское слово» - РС», 2010 5 Золотарёва И . В. , Егорова Н. В Универсальные поурочные разработки по литературе . 5 класс. – М: «ВАКО», 2009 6. Шер Н С . Рассказы о русских писателях. – М. : Издательство «Детская  литература», 1964 7 Энциклопедия для детей . Т. 9. Русская литература Ч . 1. От былин и летописей до классики XIX века / Глав. Ред М . Д. Аксёнова. – М : Аванта+, 2008 8 . Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В. И Новиков . – М. : Педагогика, 1988 9. Любичева Е В . , Ольховик Н. Г. Посредством Слова творю я мир . . Книга третья. Диалог с художественным текстом 5-11 классы . Пособие по русскому языку для учителей-словесников. – СПб. : ООО «Издательство ДНК», 2008 10 Кабанова И . В. Зарубежная литература: Пособие для учащихся старших классов и  студентов гуманитарных специальностей вузов. – Саратов: «Лицей», 2008 11 Критарова Ж . Н. , Самойлова Е. А Конспекты уроков литературы: 6 кл . : Пособие для учителя. – М. : Гуманит Изд . Центр ВЛАДОС, 2009 12. ПрыгуноваЕ. Н , Разумова И . А. Преподавание фольклора в средней школе. Полный курс: Метод Пособие . – СПб. : «Паритет», 2008 13. Егорова Н В . Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы. – М : ВАКО, 2010 14 . Литература: Справ. Материалы: Кн. Для учащихся / С В . Тураев, Л. И. Тимофеев, К Д . Вишневский и др. – М. : Просвещение, 2008   Для обучающихся: 1 Античные мифы . 2. Русские народные сказки. Загадки, частушки, поговорки, песни Сказки народов мира . 3. Афанасий Никитин. Из «Хождения за три моря» 4 . А. Д. Кантемир Верблюд и лисица . 5. М. В Ломоносов . «Случились вместе два астронома в пиру. . » . 6. Басни В. Тредиаковского, А Сумарокова, В . Майкова, И. Хемницера (на выбор). 7 К . Ф. Рылеев. Иван Сусанин 8 . А. А. Дельвиг Русская песня 9 . Е. А. Баратынский Водопад . «Чудный град порой сольется. . » . 10. А. С Пушкин . Зимняя дорога. Кавказ. 11 М . Ю. Лермонтов. Ветка Палестины Пленный рыцарь . Утес. Ашик-Кериб (сказка). 12 A . В. Кольцов. Осень Урожай . 13. Н. В Гоголь . Страшная месть. 14. Н А . Некрасов. Накануне светлого праздника. 15 Д . В. Григорович. Гуттаперчевый мальчик 16 . И. С. Тургенев Стихотворения в прозе, рассказы (на выбор) . 17. B. М Гаршин . Сказка о жабе и розе. 18. А А . Фет. «Облаком волнистым. . ». «Печальная береза. . » и др. 19. И С . Никитин. Утро. Пахарь 20 . Я. П. Полонский Утро . 21. А. Н Майков . Весна. «Осенние листья по ветру кружат. . ». 22. Ф И . Тютчев. Утро в горах. 23 Н . С. Лесков. Привидение в Инженерном замке Из кадетских воспоминаний . 24. Л. Н Толстой . Севастопольские рассказы (на выбор). 25. А Н . Островский. Снегурочка. 26 А . П. Чехов. 3—4 рассказа на выбор 27 . М. Горький. Дети Пармы Из «Сказок об Италии» . 28. А. И Куприн . Чудесный доктор. 29. И А . Бунин. «Шире, грудь, распахнись. . ». Деревенский нищий. Затишье «Высоко полный месяц стоит . . . » «Помню — долгий зимний вечер . . . » 30 . А. А. Блок «Встану я в утро туманное . . . » «На весеннем пути в теремок . . . » 31 . C. А. Есенин Песнь о собаке . 32. Дон Аминадо. Колыбельная 33 . И. С. Соколов-Микитов Зима . 34. П. П Бажов . Каменный цветок. 35. М М . Пришвин. Моя родина. 36 С . Я. Маршак. Двенадцать месяцев 37 . A. Т. Твардовский Лес осенью . 38. Е. И Носов . Варька. 39. B П . Астафьев. Зачем я убил коростеля? 40. Басни Эзопа, Лафонтена, Лессинга (на выбор)     СОГЛАСОВАНО   Протокол заседания методического объединения учителей ______________________________   МОУ СОШ № 101 от 28 августа 2013  года №1 __________ подпись руководителя МО         ________________________________________ Ф . И. О.       СОГЛАСОВАНО   Заместитель директора по УВР       _________     ________________ подпись                             Ф И . О. 28 августа     2013  года Номер урока   Содержание (разделы, темы) Кол-во часов Дата Оборудование Основные виды учебной деятельности (УУД)   План 5 «Б» Факт 5 «Б» План 5 «В» Факт 5 «В» План 5 «Е» Факт 5 «Е»   Введение 1 ч.   1  Писатели о роли книги в жизни человека и общества 1             Презентация . Работа со словарём. Ответы на вопросы.   Устное народное творчество 8  ч +1 ч .   2 Фольклор – коллективное устное народное творчество. 1             ММ компьютер.   Иллюстрации Тексты произведений . Тесты. Фонохрестоматия.     Выразительное чтение малых фольклорных жанров, их истолкование   3 Малые жанры фольклора . Кубан. Кубанские пословицы и поговорки. 1             Сочинение загадки, скороговорки Игра «Литературное лото» .         4 Русские народные сказки. «Царевна – лягушка» как волшебная сказка. 1             Работа с Кратким словарём литературоведческих терминов Составление и запись памятки  «Как рассказывать сказку» .   5 «Царевна – лягушка». Василиса Премудрая и Иван-царевич. 1             Чтение учителем сказки Выражение личного отношения к прочитанному .   6 «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо». Волшебная   богатырская сказка героического содержания.   1             Художественный пересказ   7 «Иван – крестьянский сын и чудо – юдо»: система образов сказки . Кубан.  Казак Чигин. 1             Защита иллюстраций Выразительное чтение . Размышление о прочитанном.     8 Сказки о животных. «Журавль и цапля» 1             Выразительное чтение по ролям . Беседа. Выявление роли выразительных средств.   9 Бытовые сказки   «Солдатская шинель» . 1             Составление плана. Художественный пересказ по плану. Устное рецензирование   художественного пересказа Создание рабочих материалов к сочинению .   10 Урок развития речи. Итоговый урок по теме «Русские народные сказки». 1               Письменный ответ на проблемный вопрос   Из  древнерусской литературы 2 ч .   11  «Повесть временных лет» как литературный памятник. 1             ММ компьютер. Фонохрестоматия Иллюстрации . Текст произведения. Тесты.   Исправление типичных ошибок Сообщение учителя . Работа с учебником.   12  «Подвиг отрока – киевлянина и хитрость воеводы  Претича». Отзвуки фольклора в летописи 1             Слушаем актёрское чтение . Исследовательская работа с текстом. Работа со словарём.   Из литературы XVIII века 2 ч   13 Урок внеклассного чтения . Ломоносов - учёный, поэт, художник, гражданин. 1             ММ компьютер. Фонохрестоматия Иллюстрации . Портрет. Таблицы по теории литературы. Сообщение учителя и учащихся Работа со статьёй в учебнике . Комментарий к портрету  М. В. Ломоносова   14 М . В. Ломоносов. «Случились два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме 1             Анализ стихотворения . Составление толкований незнакомых слов.   Из литературы  XIX  века 33 ч. + 8ч   15 Урок внеклассного чтения . Жанр басни в мировой литературе. Кубан. Я Жарко . Басни. 1             ММ компьютер. Фонохрестоматия Иллюстрации . Портрет. Текст произведений. Таблицы по теории литературы     Сообщение учителя о баснописце . Работа с учебником.     16 И. А Крылов . «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков. 1             Выразительное чтение басен Устное рецензирование чтения одноклассников и актёров .   17 И. А. Крылов «Волк на псарне» . 1             Чтение наизусть. Инсценирование басни. Устное рецензирование Исследовательская работа с текстом .   18 Урок развития речи. И. А Крылов . Басни. 1             Устные рассказы о баснописцах. Выразительное чтение басен, их устный анализ Комментирование морали . Определение аллегорического смысла басен (групповая работа).   19 В. А Жуковский . «Спящая царевна». Особенности сюжета. 1             Участие в коллективном диалоге     20 В . А. Жуковский. «Кубок» Благородство и жестокость . 1               Анализ составленных планов. Выразительное чтение. Составление вопросов   21 А . С. Пушкин.   «Няне» - поэтизация образа няни Кубан .  Пушкин на Кавказе. 1             ММ компьютер. Фонохрестоматия Иллюстрации . Портрет. Текст произведения. Таблицы по теории литературы Тесты . Участие в коллективном диалоге. Исследовательская работа с текстом.   22 А С . Пушкин. «У лукоморья дуб зелёный…». 1             Восприятие и выразительное чтение пролога (в том числе наизусть) Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров . Обсуждение понятия «пролог» с использованием словаря литературоведческих терминов. Комментирование незнакомых слов и выражений. Устные ответы на вопросы (с использованием цитирования)   23 А . С. Пушкин.   «Сказка о мертвой царевне и  о семи богатырях»: события и герои 1             Нравственная оценка героев сказки .   24  Урок развития речи. А. С Пушкин .   «Сказка о мертвой царевне и  о семи богатырях»: сравнительная характеристика герое. 1             Инсценирование  фрагментов сказки. Ответы на проблемные вопросы Работа с иллюстрациями к сказке худ . Маврина.   25 А. С Пушкин .   «Сказка о мертвой царевне и  о семи богатырях»: истоки сюжете, поэтика сказки. 1             Рецензирование выразительного чтения. Защита иллюстраций     26 Урок внеклассного чтения . А. С. Пушкин   Сказки . 1             Выразительное чтение самостоятельно прочитанных сказок Пушкина (в том числе по ролям и наизусть). Инсценирование фрагментов самостоятельно прочитанных сказок. Составление вопросов к сказкам   27 Урок развития речи . Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов. 1               Составление письменного ответа на проблемный вопрос   28 А . Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как литературная сказка. 1             ММ компьютер   Иллюстрации . Портрет. Текст произведения. Таблицы по теории литературы     Выразительное чтение сказки . Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Рецензирование  чтения одноклассников     29 А . Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение. 1             Художественный пересказ отдельных эпизодов  Чтение по ролям . Беседа. 30 М. Ю Лермонтов .   «Бородино» как отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения. 1             ММ компьютер. Фонохрестоматия Иллюстрации . Портрет. Текст произведения. Таблицы по теории литературы Тесты .   Художественный пересказ. Краткий рассказ о поэте. Выразительное чтение стихотворения   31 М . Ю. Лермонтов.   «Бородино»: проблематика и поэтика Кубан . В. Мова  (Лиманский)  «Казачьи кости». 1             Коллективный диалог: размышляем о прочитанном Работа со словарём .   32 Урок внеклассного чтения. М. Ю Лермонтов .   «Ашик-Кериб»  как литературная сказка. 1             Устное рецензирование выразительного чтения одноклассников, чтения актёров. Просмотр  презентаций     33 Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен .   1             Выявление роли выразительных средств.   34 Н. В Гоголь . «Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». 1             Словари. ММ компьютер   Иллюстрации . Портрет. Тексты  произведений. Тест Проверка цитатных планов . Сообщения учащихся о писателе с использованием справочной литературы, ресурсов Интернет Слушаем актёрское чтение.     35 Н. В Гоголь . «Заколдованное место»: реальность и фантастика в повести. 1             Пересказ близко к тексту. Чтение по ролям Составление плана и анализ эпизода по плану .   36 Урок внеклассного чтения. Н. В Гоголь . «Вечера на хуторе близ Диканьки»: «Майская ночь, или утопленница», «Страшная месть». 1             Представление электронных презентаций. Чтение по ролям Беседа .   37 Н. А. Некрасов «Есть женщины в русских селеньях…» (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос») . 1             ММ компьютер.   Иллюстрации. Портрет Текст произведения . Таблицы по теории литературы. Тесты.   Устное рецензирование представленных сценок Устный рассказ о поэте . Выразительное чтение стихотворения. Поиск незнакомых слов и определение их значения.   38 Н А . Некрасов. «Крестьянские дети». Труд и забавы крестьянских детей 1             Защита собственных  иллюстраций . Актерское чтение. Рецензирование выразительного чтения учащихся.   39 Н А . Некрасов. «Крестьянские дети». Язык стихотворения 1             Конкурс на лучшее выразительное чтение . Устное рецензирование.   40 И. С Тургенев . «Муму» как повесть о крепостном праве. 1             ММ компьютер. Фонохрестоматия Иллюстрации . Портрет. Текст произведения. Таблицы по теории литературы Тесты . Презентация о жизни и творчестве писателя. Актёрское исполнение фрагментов повести. Работа с иллюстрациями   41 И . С. Тургенев. «Муму» как протест против рабства 1             Чтение и анализ отдельных эпизодов .   42 И. С. Тургенев «Муму»: система образов . 1              Коллективное составление плана характеристики героя. Подбор цитат по заданной теме. Работа с иллюстрациями   43 Урок развития речи . И. С. Тургенев – мастер портрета и пейзажа 1             Сообщение по составленному плану . Анализ изобразительно- выразительных средств фрагмента повести.   44 А. А Фет . «Чудная картина», «Весенний дождь», «Задрожали листы, облетая…». Картины русской природы. 1             ММ компьютер Иллюстрации . Портрет. Текст произведения. Чтение стихотворения наизусть Участие в коллективном диалоге . Исследовательская работа с текстом.   45 Л. Н Толстой . «Кавказский пленник»: русский офицер в плену у горцев. Кубан. Л Н . Толстой на Кавказе. 1             ММ компьютер Фонохрестоматия. Иллюстрации Портрет . Текст произведения Таблицы по теории литературы. Тесты.   Устный рассказ описателе Выразительное чтение рассказа . Работа со словарём.   46 Л. Н Толстой . «Кавказский пленник»:  Жилин и  Костылин. 1             Составление плана сравнительнойхарактеристики героев.   47 Жилин и Дина Душевная близость людей из враждующих лагерей . Гуманизм повести. 1             Работа с иллюстрациями. Чтение по ролям Инсценирование фрагментов рассказа . Создание рабочих материалов к сочинению.   48 Урок развития речи. Л Н . Толстой. «Кавказский пленник». Жилин и Костылин: два характера – две судьбы 1               Защита учебного проекта «Жилин и Костылин: два характера – две судьбы» . Составление планов (цитатных планов), письменных ответов на вопросы. Подбор цитат для подтверждений свих суждений (групповая работа).   49 Сравнительная характеристика героев Создание рабочих материалов к сочинению . Подготовка к классному сочинению. 1               Создание  письменных высказываний различных жанров: описание, сочинение по картине, характеристика героев, в том числе сопоставительная, отзыв о самостоятельно прочитанном  произведении, ответ на проблемный вопрос, выполнение тестов.   50 Классное сочинение на тему: «Сравнительная характеристика героев – Жилина и Костылина»                 Написание сочинения в классе по заданной теме .   51 А. П. Чехов «Хирургия»  как юмористический рассказ . 1             ММ компьютер. Фонохрестоматия. Иллюстрации Исправление типичных ошибок . Выразительное чтениерассказа. Работа со словарём.   52 Урок развития речи А . П. Чехов. «Хирургия» Речь персонажей как средство их характеристики .     1                 Устное рецензирование выразительного чтения рассказа по ролям. Исследовательская работа с текстом.   53 Ф И . Тютчев «Зима недаром злится…»,    «Есть в осени первоначальной…» и др. 1             ММ компьютер. Фонохрестоматия Иллюстрации . Портрет. Тексты  стихотворений.     Слушаем актёрское чтение Выразительное чтение стихотворений и их анализ по вопросам учителя . Устное рисование.   54 А. Н Майков «Ласточки», И . С. Никитин  «Утро», «Зимняя ночь в деревне», И. З Суриков «Зима» и др . 1             Выразительное чтение наизусть. Беседа. Работа с иллюстрациями   55 Урок развития речи . Русские поэты ХIХ века о родине, родной  природе и о себе. 1             Слушаем актёрское чтение. Беседа     Из литературы   ХХ века 27 ч . + 4  ч.   56 И. А Бунин . «Косцы».   Кровное родство героев с  бескрайними   просторами Русской земли. 1             ММ компьютер Фонохрестоматия . Иллюстрации.     Портрет. Текст произведения Презентация о писателе с использованием ресурсов Интернета .   Слушаем актёрское чтение рассказа. Работа с иллюстрациями.   57 Урок внеклассного чтения  И . А. Бунин. «Подснежник» Тема исторического прошлого России . 1               Выразительное чтение рассказа. Поиск цитатных примеров, иллюстрирующих понятия «антитеза»,  «повтор».   58 В Г . Короленко. «В дурном обществе»: судья и его дети. 1             ММ компьютер   Иллюстрации . Портрет. Тексты  произведений. Таблицы по теории литературы Тест .   Устный рассказ о писателе. Выразительное чтение повести. Лексическая работа Работа с иллюстрациями .   59 В. Г. Короленко «В дурном обществе»: семья Тыбурция . 1             Художественней пересказ гл. 3. Устное рецензирование  пересказа Выразительное чтение по ролям . Лексическая работа. Работа с иллюстрациями.   60   В Г . Короленко. «В дурном обществе»: «дурное общество» и «дурные дела». 1             Анализ составленных планов Нравственная оценка героев повести . Сопоставление персонажей. Исследовательская работа с текстом. Составление вопросов Работа с иллюстрациями .   61 Урок внеклассного чтения. В. Г Короленко . Рассказ  «Последний луч». 1             Презентация и защита коллективного проекта – электронного альбома  «Мои ровесники в повести В. Г Короленко «В дурном обществе»» . Обсуждение рассказа «Последний луч» по вопросам. Составление плана письменного высказывания.   62     Урок развития речи Контрольная работа . Письменный ответ на один из проблемных вопросов. 1                   Составление письменного ответа на проблемный вопрос.     63 С А . Есенин. «Я покинул родимый дом…»  и  «Низкий дом с голубыми ставнями…». 1             ММ компьютер Фонохрестоматия . Иллюстрации. Портрет. Тексты  стихотворений Анализ сочинений . Исправление типичных ошибок. Выразительное чтение стихотворений. Обучение анализу стихотворения по плану   64 П . П. Бажов. «Медной горы Хозяйка»: образы Степана и хозяйки Медной горы 1             ММ компьютер . Фонохрестоматия. Иллюстрации. Портрет Текст произведения . Сообщение учителя и учащихся. Выразительное чтение сказа. Участие в коллективном диалоге  Работа с иллюстрациями . Лексическая работа.   65 П. П Бажов . «Медной горы Хозяйка»: сказ как жанр литературы. 1             Анализ эпизода произведения. Чтение по ролям Беседа по содержанию . Лексическая работа.     66 К. Г Паустовский «Тёплый хлеб»: герои и их поступки . 1             ММ компьютер. Фонохрестоматия. Иллюстрации Портрет . Текст произведения. Таблицы по теории литературы. Презентация о писателе с использованием ресурсов Интернета Актёрское чтение . Викторина.     67 К. Г Паустовский «Тёплый хлеб»: язык сказки . Кубан.  А. И Дмитриева  «Малыш и Жучка» . 1             Выразительное чтение рассказа. Анализ текста произведения. Лексическая работа   68 Урок внеклассного чтения . «Заячьи лапы» и др. рассказы. Реальное и фантастическое в сказках Паустовского 1             Выразительное чтение рассказа . Анализ текста произведения.     69 Урок внеклассного чтения. С Я . Маршак. Сказки для детей.   1             ММ компьютер Фонохрестоматия . Иллюстрации. Портрет. Текст произведения Таблицы по теории литературы . Тесты. Устный рассказ о писателе и обобщение сведений о его сказках. Выразительное чтение сказки   70 С . Я. Маршак. «Двенадцать месяцев»: проблемы и герои 1             Устное рецензирование выразительного чтения  по ролям . Пересказ. Чтение актёров. Чтение по ролям Работа над выразительным чтением сказки . Распределение ролей, подготовка к инсценированию.   71 С. Я Маршак . «Двенадцать месяцев»: пьеса-сказка и её народная основа. 1             Постановка фрагмента спектакля по  пьесе- сказке. Устное  рецензирование спектакля   72 Урок развития речи . С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев»: добро и зло в сказке . 1             Составление цитатного плана письменного высказывания. Подбор цитат по заданной теме. Чтение и обсуждение статьи учебника «Сказки народные и литературные»   73 Урок развития речи . Контрольная работа. Письменный ответ на один из проблемных вопросов. 1               Составление письменного ответа на проблемный вопрос     74 А . П. Платонов. «Никита»: человек и природа 1             ММ компьютер . Фонохрестоматия. Иллюстрации. Портрет Текст произведения . Таблицы по теории литературы. Тесты. Исправление типичных ошибок Устный рассказ о писателе . Выразительное чтение рассказа с последующим обсуждением.           75 А. П Платонов . «Никита»: быль и фантастика. 1             Выразительное чтение рассказа с последующим обсуждением. Лексическая работа   76 В . П. Астафьев. «Васюткино озеро»: юный герой в экстремальной ситуации 1               Устный рассказ о писателе . Восприятие и выразительное чтение рассказа. Лексическая работа. Составление и запись композиционного плана рассказа   77 В . П. Астафьев. «Васюткино озеро»: становление характера главного героя Кубан . В. Логинов «Витюшкино озеро» (обзор). 1               Беседа по содержанию рассказа Выразительное чтение . Устное рецензирование домашнего задания. Защита иллюстраций. Составление плана  характеристики героя   78 Урок развития речи Контрольная работа . Письменный ответ на один из проблемных вопросов. 1               Составление письменного ответа на проблемный вопрос.   79 А Т . Твардовский «Рассказ танкиста».   Трагическая и героическая тема произведения. 1             ММ компьютер Фонохрестоматия . Иллюстрации. Портрет. Текст произведения Таблицы по теории литературы . Тесты.   Анализ сочинений, исправление типичных ошибок. Выразительное чтение стихотворения Устные ответы на вопросы с использованием цитирования .   80 К. М. Симонов «Майор привез мальчишку на лафете…» Война и дети . Кубан.  Д. Бардадым Стихи . 1             Конкурс на лучшего чтеца.  Краткий рассказ об  А. Т Твардовском . Работа над выразительным  чтением стихотворения.     81 И. Бунин «Помню – долгий зимний вечер…» . Кубан. В. Нестеренко Стихи . 1             ММ компьютер. Фонохрестоматия. Иллюстрации Портрет . Текст произведения. Таблицы по теории литературы. Тесты   Выразительное чтение . Устное рецензирование чтения. Сопоставление стихотворения с живописным полотном.   82 А Прокофьев . «Аленушка»;  Д. Кедрин  «Алёнушка». Сближение образов волшебных сказок и русской природы  в лирических стихотворениях 1             Работа над выразительным чтением стихотворений . Сравнительный анализ по плану.   83 Н. Рубцов «Родная деревня»,  Дон – Аминадо «Города и годы» 1             Выразительное чтение . Устное рецензирование чтения.   84 Саша Черный. «Кавказский пленник» Образы детей в рассказе . 1             ММ компьютер. Фонохрестоматия. Иллюстрации Портрет . Текст произведения. Таблицы по теории литературы. Тесты Конкурс чтецов . Краткий рассказ о поэте. Выразительное чтение рассказа.   85 Урок внеклассного чтения Саша Черный . «Игорь – Робинзон». Юмор в рассказе. 1             Выразительное чтение рассказа Участие в коллективном диалоге .   86 Ю. Ч. Ким Песня «Рыба-Кит» как юмористическое произведение . 1               Выразительное чтение рассказа. Работа по вопросам.   Из зарубежной литературы 14 ч + 2 ч .   87 Р. Л. Стивенсон «Вересковый мёд»: верность традициям предков . 1             Иллюстрации. Портрет. Словарь литературоведческих терминов Ответы на вопросы . Работа с иллюстрациями.   88 Урок развития речи. Развитие понятия о балладе Её драматический характер . 1             Устные ответы на вопросы (с использованием цитат). Участие в коллективном диалоге. Рассказ о балладе по плану анализа лирики Работа со словарем литературоведческих термином . Поиск примеров, иллюстрирующих понятие «баллада».   89 Д. Дефо «Робинзон Крузо»: необычайные приключения  героя 1             Фонохрестоматия . Иллюстрации. Портрет. Текст произведения Устный рассказ о писателе . Актёрское чтение произведения.   90 Д. Дефо «Робинзон Крузо»: характер героя 1             Устные ответы на вопросы с использованием цитирования .   91 Д. Дефо «Робинзон Крузо»: произведение о силе человеческого духа. 1             Выразительное чтение Работа с иллюстрациями .   92 Х- К. Андерсен. «Снежная королева»: реальность и фантастика 1             Иллюстрации . Портрет. Текст произведения. Таблицы по теории литературы     Презентация о писателе с использованием ресурсов Интернета . Слушаем актёрское чтение. Ответы на вопросы.   93 Х- К Андерсен . «Снежная королева»: сказка о великой силе любви. 1             Выразительное чтение по ролям. Беседа   Лексическая работа .   94 Х- К. Андерсен. «Снежная королева»: «что есть красота?» 1             Участие в коллективном диалоге Составление устного плана характеристики героев . Работа с иллюстрациями.   95 Урок внеклассного чтения. Х- К Андерсен .   Сказки. 1             Выразительное чтение по ролям. Беседа   Ответы на вопросы .   96 Марк Твен. «Приключения  Тома Сойера»: неповторимый мир детства. 1             Выставка книг М Твена и о нём . ММ компьютер. Фонохрестоматия. Устный рассказ о писателе Выразительное чтение произведения . Работа с текстом.     97 Марк Твен. «Приключения  Тома Сойера»: дружба героев 1             Выразительное чтение отдельных фрагментов по ролям . Рабата над пересказом.   98     Джек Лондон.    «Сказание о Кише»: что значит быть взрослым? 1             ММ компьютер Фонохрестоматия . Иллюстрации. Портрет. Текст произведения     Устный рассказ о писателе . Выразительное чтение произведения.     99 Джек Лондон.    «Сказание о Кише»: мастерство писателя 1                 Художественный пересказ от лица героя . Устное рецензирование одноклассников.   100 Урок развития речи. Контрольная работа Письменный ответ на один из проблемных вопросов . 1             Составление письменного ответа на проблемный вопрос.   101 Литературный праздник  Путешествие по стране Литературии 5 класса. 1             ММ компьютер   Иллюстрации . Портреты. Тесты.   Выразительное чтение Различные виды пересказов . Устные отзывы о прочитанных произведениях. Викторина. Кроссворд   102 Защита проектов .   Рекомендации к летнему чтению. 1               Защита проектов.      Итого 102 часа               1) уроков развития речи – 15 часов; 2) уроков внеклассного чтения – 11 часов; 3) письменный ответ на проблемный вопрос – 5 часов; 4) контрольных работ – 1 час; 5) региональный компонент - на 10 уроках                                    

Нашлось

46560 статей по запросу «учебник литературы 5 класс коровина 1 часть скачать»

учебник литературы 5 класс коровина 1 часть скачать
30.05.2016 03:01:37

Коровина В.Я., Журавлев В.П ...

Устное народное творчество. Русские народные сказки. Из древнерусской литературы.

учебник литературы 5 класс коровина 1 часть скачать
21.05.2016 02:01:37

Литература, 5 класс, Часть 1 ...

Литература, 5 класс, Часть 1, Коровина В.Я., Журавлев В.П., 2013. Учебник переработан в ...

учебник литературы 5 класс коровина 1 часть скачать
30.05.2016 02:01:37

Коровина В.Я., Журавлев В.П ...

Учебник переработан в соответствии с требованиями Федерального государственного ...

учебник литературы 5 класс коровина 1 часть скачать
29.05.2016 04:01:37

ФГОС. Программа по литературе. 5 ...

Скачать: фгос. программа по литературе. 5 класс. учебник в.я. коровина..

учебник литературы 5 класс коровина 1 часть скачать
29.05.2016 03:01:37

Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч ...

Скачать: Литература. 5 класс. Учебник в 2 ч. Коровина В.Я. и др. (pdf) ... Литература. 5 класс ...

учебник литературы 5 класс коровина 1 часть скачать
25.05.2016 04:01:37

Литература. 5 класс. Коровина В.Я ...

Электронное пособие "Литература. 5 класс. Рабочая программа и система уроков по учебнику В ...

учебник литературы 5 класс коровина 1 часть скачать
25.05.2016 04:01:37

урок литературы 5 класс ...

Урок литературы в 6-м классе. Асылбекова. Н.Некрасов “Мороз, Красный Нос”. Стихотворение ...

учебник литературы 5 класс коровина 1 часть скачать
28.05.2016 02:01:37

"Детские презентации" - Темы ...

За публикацию своей работы на сайте viki.rdf.ru вы можете получить именной сертификат ...

учебник литературы 5 класс коровина 1 часть скачать
21.05.2016 04:01:37

Рабочая программа по ...

№ п/п. Разделы, темы. Количество часов. Авторская программа. Рабочая программа. Рабочая ...

учебник литературы 5 класс коровина 1 часть скачать
23.05.2016 03:01:37

Ассоциация учителей русского ...

Второй день на курсах для учителей русского языка и литературы был посвящен работе с ...

Уроки Premiere Pro Adobe Xp Скачать Live Cd Бар Гадкий Койот Торрент Скачать Торрент Отступники Скачать Музыку Бесплатно И Без Регистрации Корпоратив 2 Скачать Торрент Драйвер Плата Lab St Usb3 Алла Полянская Невидимые Тени Скачать Бесплатно Зеленую Милю Скачать Торрент Скачать Драйвер Бустер 3 На Русском Скачать Чертежи Ножа Бабочки Из Кс Го Скачать С Торрент Windows Xp 64 Bit Rus Антология Tomb Raider Скачать Торрент Книга О Сыроедении Скачать Бесплатно Скачать Темы Мичети Бесплатно Скачать Игры Для Псп Iso Cso Леон Скачать Торрент Папки-Передвижки Скачать Бесплатно Скачать Музыку Каспийский Груз Глаза Её Глазки Скачать Прошивку Для Philips 47Pfl6008S Windows 10 Скачать Скачать Интонация (In2Nation) – Прости Гарри Поттер И Дары Смерти Игра Скачать Торрент Банши Торрент Скачать Futurom Для Скачаки